Коучинг возник в 1980-х годах на стыке трех подходов: спорта, менеджмента и психологии. И до сих пор коучинг продолжает интегрировать в себя наиболее действенные практики и инструменты из разных сфер.
Сегодня рассмотрим инструмент «Персональная бизнес модель», который пришел в коучинг из бизнеса и активно набирает популярность среди коучей и клиентов (автор А. Остервальдер).
РАЗБЕРЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ:
Бизнес-модель— инструмент проектирования и планирования бизнес-процессов организации. Направлен на поиск наиболее эффективных решений в целях извлечения прибыли. Изначально использовался в бизнес и управленческом консалтинге.
«Персональная бизнес-модель» – инструмент для системного построения карьеры и/или бизнес-проекта, определения путей наилучшего использования своих талантов для личностного и профессионального роста.
Как в любом проекте здесь есть продукт, ценность, клиенты, издержки и доходы. Только в центре всех этих компонентов находится карьерист (клиент) со своими интересами и целями, способностями и талантами, ресурсами и возможностями.
Обычно все это перемешано, и человеку сложно самому увидеть четкую структуру и взаимосвязи. Поэтому поддержка коуча будет как нельзя кстати.
Итак, модель состоит из 9 сегментов:
- Ключевые ресурсы
- Ключевые виды деятельности
- Предоставленная ценность
- Клиенты (целевая аудитория)
- Взаимоотношения с клиентами
- Каналы сбыта
- Ключевые партнеры
- Издержки
- Доходы
ЗАДАЧА КОУЧА В РАБОТЕ С ЭТИМ ИНСТРУМЕНТОМ – ПОМОЧЬ КЛИЕНТУ:
- мыслить масштабно и креативно, и максимально подробно заполнить каждый сегмент модели
- качественно сформулировать пользу и ценность проекта (продукта, услуги)
- увязать все наработки и идеи в единую структуру проекта
- идентифицировать риски и гипотезы, которые требуют проверки
- осознать происходящее, «подсветить» различия между фактами и их интерпретацией (например, убрать иллюзии насчет препринимательского потенциала – не у всех он есть, и это лучше осознать на начальном этапе)
- проработать сопротивления, сомнения и страхи
- найти ресурсы и потенциал для перемен
- сформулировать стратегию и план действий действий
С КАКИМИ ЗАПРОСАМИ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВЕН ДАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ?
- Перезагрузка карьеры: поиск идеи нового проекта, работы: хочу понять свою ценность и ресурсы. Как это можно «упаковать» и предложить рынку? Основной фокус внимания при таком запросе будет направлен на сегменты «Мои ключевые ресурсы», «Мои ключевые виды деятельности», и от них в дальнейшем выстраивается вся карьерная концепция.
- Есть бизнес идея, надо «собрать» все компоненты в одну систему, проанализировать все сценарии и риски, определить способы монетизации, наметить план шагов.
Например,
Стратегия «От продукта»: Есть идея продукта или услуги.
Основной запрос — определить целевую аудиторию, понять КТО мои клиенты, найти партнеров, каналы сбыта.
Стратегия «От клиента»:Есть понимание клиентов, с которыми хочется работать. Например, женщины в декрете. Основной запрос – понять ЧТО (какая услуга) будет востребована у этой аудитории? Определить «боли» и потребности этой категории клиентов, сформулировать ключевую ценность услуги, каналы сбыта и способы монетизации.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЭТОТ ИНСТРУМЕНТ НЕ РАБОТАЕТ?
- Нересурсное состояние: сильное выгорание, кризис, отсутствие энергии
- Стадия «выживания»: надо срочно найти работу
- Отсутствие готовности к самостоятельной работе, активным действиям и переменам
- Желание получить готовые бизнес рецепты и сценарии